.png

     Лисовская Наталья Сергеевна

    Доцент

 

  В 1978 году окончила Минское художественное училище имени А. К. Глебова по специальности «художественное оформление», училась у Чухряева И. П., Васильева В. И., Лейтман Ф. Л., в 1983  -  Витебский технологический институт легкой промышленности по специальности «художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности», училась у Филиппенко А. Н., Некрасова А. В. С 1983 года работала художником печатного рисунка, художником - дессинатором на Могилевском комбинате шелковых тканей. С 1988 года преподает на кафедре дизайна в Витебском государственном технологическом университете, с 1993 года - доцент. Автор ряда научных статей, методических пособий по вопросам художественного проектирования текстильных изделий. Работает в области гобелена в технике ручного ткачества (ею созданы более 70 гобеленов), а также в текстильном дизайне. Разработала и внедрила в производство большое количество рисунков и структур тканей на белорусских предприятиях.

 С 1977 года участвует в художественных выставках (Беларусь, Россия, Польша, Латвия, Германия и др.). Член Белорусского Союза художников с 1995 года. Творчество отличается разнообразием колористических, композиционных  и фактурных решений, сочетанием традиционных материалов (лен, шерсть) с нетрадиционными (стеклом, керамикой, сизалью, деревом и др.). Обращается к наследию народного искусства.

   Работы находятся в собрании Витебского художественного музея, Арт -  центра Марка Шагала, г. Витебск, Новополоцкого музея истории и культуры, Музея современного изобразительного искусства, г. Минск, галереи «Lust auf Kunst»г. Рейбург-Локкум, Германия, Могилевского музея имени П. Масленикова, частных коллекциях  в Беларуси, Польше, Германии, США и др.

   Репродукции работ опубликованы в журнале « Мастацтва», энциклопедиях «Белорусская энциклопедия», «Республика Беларусь», « Регионы Беларуси», каталогах «Першае беларускае трыенале дэкаратыўна - прыкладнога мастацтва і плаката»,«1 Всероссийское триеннале гобелена  «Квадратный метр - свое пространство», Россия, Москва, КМЗ «Царицыно», «IV Международный фестиваль ДПИ «Незабытые традиции - 2011» , Москва, галерея «Беляево», альбомах «Саюз творцаў», «Сучаснае  дэкаратыўна - прыкладное мастацтва Беларусі.ХХI стагоддзе» и др.

  Основные выставки

  Республиканские, г. Минск, Дворец искусств: « I Республиканская выставка оформительского искусства» (1977 г.), «Гармония и среда» (1986 г.), «Художник и экология» (1986 г.), «Жыве Беларусь»(1992 г.), «Панорама искусств»(1998 г.), «Художники Белоруссии третьему тысячелетию» (2001 г.), «Текстиль»(2002 г.), «Першае беларускае трыенале дэкаратыўна - прыкладнога мастацтва і плаката»(2009 г.), «Художественное пространство Витебщины» (2010 г.), «Пространство и форма» (2011 г.), «Метафоры и метаморфозы» по итогам 1 Белорусского текстильного пленера» (2012 г.) и др.  

  «Гобелен и художественные ткани», Минск, Национальный художественный музей РБ (1996 г.), «Искусство 90-ых. Гобелен. Керамика», Минск, Музей современного изобразительного искусства (2000 г.), выставка художественного текстиля « Каляровая низка», Витебск, «Золотое кольцо Двина» (2011 г.), выставка  современного художественного текстиля «Созвучие», г. Витебск, «Золотое кольцо Двина» (2013 г.), передвижная  республиканская  выставка  художественного текстиля «Связующая нить», «Золотое кольцо Двина», Областной краеведческий музей «Ратуша», г. Витебск,  Полоцкий  Национальный историко – культурный  музей – заповедник, галерея М. Савицкого, г. Минск (2015 г.).

 

  Персональные:

  «Юбилейная», Пастель. Витебск,  выставочный зал ЦСИ, «Юбилейная», Гобелен. Витебск, Центр народных ремесел и искусств «Задвинье» (2008 г.), выставка художественного текстиля «Седьмое небо», г. Витебск (2011 г.), «Ты + я, я + ты» гобелен. г. Могилев, Могилевский областной художественный музей имени П. Масленикова, (2012 г), юбилейная выставка  художественного текстиля «Древо жизни», г. Витебск, художественный музей (2013 г.).

  Международные:

  Россия - «Художники Витебска», г. Смоленск, выставочный зал музея - заповедника Коненкова, «Палитра Витебска», Дни Республики Беларусь в г. Москве, галерея «Кентавр» (2003 г.), «Витебск. Смоленск. Дизайн», г. Смоленск, выставочный зал Союза художников России (2003 г.), выставка, посвященная Дням Витебска в Подмосковье,  г. Ступино (2007г.), «Витебские художники в Смоленске», Дом художника (2011 г.), VI Международный фестиваль декоративного искусства «Незабытые традиции - 2013», г. Москва, галерея «Беляево», «Вторая   российская триеннале современного  гобелена  в музее Царицыно», г. Москва, КМЗ «Царицыно» (2015 г.), I Уральская триеннале декоративно – прикладного искусства, г. Екатеринбург, Уральский центр развития дизайна (2016 г.) и др.

 

Латвия - «Белорусский гобелен», г. Рига, галерея «ROL ART» (1992 г.).

 

Германия - «Поэтика мифа», «Витебская мозаика» г. Хаммельбург, городской музей «Мельница господ» (2004 г.), «Женское искусство», «Художники из Витебска», г. Бад – Айзен, (2005 г.), «Миф - история и современность», г. Бад Рейбург, Музей романтизма, «Боль»,  «Натюрморт», г. Рейбург-Локкум, галерея  «Lust auf Kunst» (2006 г.), «Тихая жизнь» г. Рейбург-Локкум, мэрия (2007 г.), «Ритм и форма», г. Рейбург - Локкум, галерея  «Lust auf Kunst» (2008 г.), «Параллельные миры» (2011 г.) и др.

 

Польша  -   «Художественный Витебск», г. Отребусы, Музей народного искусства (2003 г.), «Художественный Витебск», г. Венгоржево, музей народной культуры (2003 г), передвижная выставка белорусских мастеров художественного текстиля «Узорный спев» по мотивам традиционного белорусского рушника, г. Жешув, художественная галерея,  г. Бытом, художественный музей, г. Варшава, Российский центр науки и культуры (2013 г.), Германия, г. Нинбург (2014 г.) и др.

 

   Основные преподаваемые дисциплины: «Композиция», «Дизайн проектирование текстильных изделий», « Работа в материале», учебные практики «Изучение природных форм», «Выполнение проекта в материале».

  Авторские работы:

Image X of Y | « Пред. | След. »

 

Персональная юбилейная выставка Натальи Лисовской

 

нить3-01.png

   Лисовская Наталья  родилась в д. Заборовье  Сенненского района Витебской области (Беларусь). Окончила Минское художественное училище им. А. К. Глебова по специальности «художественное оформление» (1978), Витебский технологический институт лёгкой промышленности по специальности «художественное оформление и моделирование изделий текстильной и лёгкой промышленности» (1983). С 1983 по 1988 гг. работала художником печатного рисунка, художником-дессинатором на Могилёвском комбинате шёлковых тканей им. XXV съезда КПСС. С 1988г. преподаёт на кафедре дизайна и моды УО «Витебского государственного технологического университета», с 1993 г. – доцент. С 1995 г. – член Белорусского союза художников. С 2013 г. – член правления Витебской областной организации БСХ, член Рады БСХ. С 1977 г. принимает участие в городских, республиканских, международных выставках (Беларусь, Россия, Латвия, Литва, Польша, Германия). Работает в технике авторского ручного ткачества, валяния. Работы находятся в Художественном музее и Арт-центре М. Шагала (Витебск), Музее истории и культуры (Новополоцк), Национальном центре современного искусства (Минск), Могилёвском областном художественном  музее им. П. Масленникова, галерее «Lustaufkunst» (Рейбург-Локкум, Германия), частных коллекциях Беларуси, Польши, США, Германии.

                                               

   Юбилейная выставка художественного текстиля «Нить судьбы» Натальи Лисовской – признанного мастера авторского гобелена, более тридцати лет работающая в технике ручного ткачества, и хорошо известная  как художница текстиля, стоявшая у истоков витебской школы гобелена, представлена в залах Витебского художественного музея с 7 ноября по 9 декабря 2018 года.

   Связь со своей землей и её историей является неотъемлемой частью всего творчества Натальи Лисовской. Название одного из гобеленов художницы «Знаки родной земли» (2010) имеет программный характер и могло бы быть лейтмотивом всего её творчества.

   Хорошо узнаваемый, неповторимый стиль  работ, в которых она сочетает богатые традиции белорусского народного ткачества с современными и новаторскими тенденциями текстиля. Полифоническая гармония цвета в текстильных композициях передаёт воплощенную в них красоту этого мира: ассоциативные, ёмкие образы природы родной Сенненщины.  Художницу    интересует  мифопоэтическое наследие белорусов, «язык» белорусского орнамента,  тема исторической памяти, экологии, диалог прошлого и настоящего. Впечатляет масштаб творческой деятельности и широкий диапазон техник и экспериментов автора – многочисленные гобелены, пастели, текстильные композиции в технике валяния и ручного лучевого ткачества.

   Работы  Натальи Лисовской отличаются повышенной эмоциональной экспрессией колорита. Цвет насыщенный, глубокий, в отдельных работах создающий эффект трехмерного пространства. Поверхность гобеленов  в большинстве случаев фактурна. Для автора характерен пристальный интерес к эффектам, артистизм исполнения, максимальное использование полного диапазона возможностей ткачества. Отсюда в значительной мере возрастает творческий потенциал её произведений и многозначность их прочтения.

   Как художник с тонким восприятием окружающего мира, Наталья Лисовская необычно чутко реагирует на всё новое, по характеру, по духу, являясь экспериментатором. Для неё характерны постоянные поиски новых художественных структур и фактур. Она активно осваивает новые техники, использует материалы, как традиционные белорусские: шерсть, лён, войлок, так и нетрадиционные для текстиля: стекло, металл, дерево, керамику, сизаль, лыко.

   В мини-гобеленах  ярко проявляется особенный интерес автора к передаче фактур, тонких переходных природных состояний. Их камерный формат позволяет углубиться и сфокусироваться на конкретном явлении или состоянии, крупным планом показать ту или иную фактуру.

   Если в раннем периоде творчества Наталья Лисовская проявляет себя как тонкий лирик, способный передать изобразительным языком ткачества тончайшие нюансы состояния природы,  то позже, она выступает как автор, создающий «умные», концептуальные работы с многочисленными символическими ходами и с совмещением нескольких знаковых систем.  Устойчивый интерес к семантике белорусских знаков порождает в её творчестве новые стилистические решения работ, переход от сложных цветовых гамм к локализации цвета.

   «Гобелен – тёплое и живое искусство, близкое и понятное человеку. Арт-текстиль имеет свой особый изобразительный язык, характерный только для него,  – считает художница, –   многообразие техник, фактур, материалов, колористических решений позволяет создавать выразительные текстильные композиции, арт-объекты. Таким образом, художник по текстилю работает как живописец, график, скульптор».

 

                                                                                                       Искусствовед Алена Свистунова

 

Image X of Y | « Пред. | След. »